БЕЛОРУСЫ


БЕЛОРУСЫ, беларусы (самоназв.). Численность в Российской Федерации 1206,2 тыс. чел. (1989). Б. — осн. нас. Белоруссии (7904,6 тыс. чел.). Живут также в Литве (63,2 тыс. чел.), Латвии (119,7 тыс. чел.), Эстонии (27,7 тыс. чел.), на Украине (440,0 тыс. чел.), в Молдавии (19,6 тыс. чел.), в Казахстане (182,6 тыс. чел.), в Польше (ок. 250 тыс. чел.), США, Аргентине, Канаде. Общая числ. ок. 10,5 млн. чел. Выделяется субэтнич. группа полещуков. Говорят на белорус, яз.; различаются юго-зап., сев.-вост. диалекты, т. н. полесские говоры. Распространены также польский, литовский яз. Письменность на осн. кириллицы. Верующие Б. — преим. православные, ок. 25% — католики.

Наиб, распространённой является концепция общности происхождения Б., русских и украинцев из древнерус. народности (Б. Н. Рыбаков, П. Н. Третьяков, М. Н. Тихомиров, В. В. Мавродин, С. А. Токарев и др.). Согласно ей древние вост.-слав, племена, в 9—11 вв. обитавшие на этнич. терр. Б., — дреговичи, зап. кривичи, радимичи вошли в состав Киевской Руси, в границах к-рой консолидировалась древнерус. народность. В эпоху феод, раздробленности в 13—14 вв. земли Белоруссии вошли в состав Великого княжества Литовского, где они вместе с др. зап. землями Древнерусского гос-ва составили ок. 2/5 терр. Старобелорусский яз. (руський яз.) в 14—16 вв. использовался в гос. делопроиз-ве, на нем создавались летописи, хроники, юридич. памятники, литер, произведения. Особые политич. и социально-экономич. условия, в к-рых оказалось вос-точнослав. нас. Великого княжества Литовского, сыграли определяющую роль в формировании специфич. черт белорус, культуры и языка. Белорус, этнич. общность складывалась в 14—16 вв.

Традиционная одежда.

В это время по отношению к части белорус, земель начало употребляться назв. Белая Русь. С созданием в 1569 объединенного польско-литовского гос-ва — Речи Посполитой в его составе оказались и белорус, земли. Осуществлялась полонизация Б., насаждались католичество, униатство. Высшие слои об-ва в 16—18 вв. ориентировались на польские культуру и язык, низшие и ср. слои (крестьянство, часть горожан, мелкая шляхта) воспроизводили традиции нар. белорус, культуры. К 17 в. назв. Белая Русь закрепляется за белорус, землями. Для обозначения жителей Белой Руси появляется определение белорусцы, одновременно существовали обозначения литвины, русины, полещуки, полесяне. В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795) белорус, земли отошли к России. Усиление экономич. связей между белорус, землями способствовало внутриэтнич. консолидации белорус, этнич. общности. После подавления Польского восст. 1830—31 указом 1839 была ликвидирована униатская церковь. С 1840 указом Николая I запрещалось официально употреблять термины Белоруссия, белорусы; белорус, губернии назывались губерниями Сев.-Зап. края. Повсеместно вводился рус. яз. Подавление восстания 1863—64 повлекло резкое усиление русификации Б. Ограничение прав католиков вызвало переход части интеллигенции, мелкой шляхты и крестьянства в православие.

Формирование этнич. самосознания проходило в условиях конфессиональных противоречий между православием и католичеством, причем обе конфессии утверждали, что Б. являются не самостоят, народом, а частью поляков или русских. В кон. 18 — нач. 19 вв. сложился совр. белорус, лит. язык на осн. нар. разговорного яз. В 19 — нач. 20 вв. появилась проф. литература на белорус, яз, В 50—60-е гг. 19 в. среди интеллигенции укрепляется представление о Б. как самостоят, народе. Развитию этнич. самосознания Б. содействовали труды М. В. Довнар-Запольского, Ф. Богуше-вича, Н. Я. Никифоровского, Е. Ф. Карского, П. В. Шейна, Е. Р. Романова, В. Ластовского и др. В кон. 19 в. часть нас., ранее относившая себя к полякам, стала идентифицироваться с Б. Этноним «Б.» получил распространение среди всех групп нас., вытеснив во многих местностях обозначение литвины, однако на уровне обыденного сознания он еще не имел всеобщего распространения и как самоназвание народа получил шир. распространение лишь после провозглашения Белорусской ССР (1919, с 1991 —Респ. Беларусь). Внутриэтнич. консолидация, продолжавшаяся в Белоруссии в течение всего 20 в., способствовала сглаживанию диалектных различий и сближению культурных комплексов отд. территорий.

Традиционная одежда.

Традиц. материальная и духовная культуры Б. в 20 в. представляла единый культурный комплекс с локальными вариантами. Заметно выделяются местной спецификой лишь сев.-вост. р-ны и зап. Полесье. Традиционно Б. были сел. жителями. Сеть гор. поселений сложилась уже к 16—17 вв., а первые города на терр. Белоруссии — Полоцк, Туров, Витебск — возникли в 9—10 вв. В сер. 17 в. было уже ок. 450 городов и местечек, многие из к-рых известны памятниками архитектуры (замок в Мире, Борисоглебская церковь и замок в Новогруд-ке, костел и замок в Несвиже и др.). Заметные изменения в расселении Б., перемещении их из сел. поселений в города произошли после 2-й мир. войны. В 1989 уд. вес гор. нас. в Белоруссии достиг 65,5%.

Традиц. формы культуры Б. складывались в 13—17 вв. Б. — исконные земледельцы. Осн. с.-х. культуры — рожь, пшеница, овёс, ячмень, картофель, из технических — лен, конопля. Вспомогат. роль играли огородничество, садоводство, пчеловодство, охота, рыболовство. Осн. пахотные орудия — двузубая соха, специфический тип её — двуральная воловья соха с двумя, палицами (т. н. литовская или полесская). Землю взрыхляли бороной. С 19 в. пользовались также железным плугом и бороной.

Зерновые жали серпами. Держали кр. рог. скот, свиней, лошадей, овец. Наиб, распространенные традиц. ремесла и промыслы — столярное, плотницкое, бондарное, гончарное, кузнечное, портняжное, сапожное, прядильное дело, ткачество.

Сел. поселения чаще всего имели уличную планировку, включали от 5 до 100 дворов. Селами наз. сел. административные центры с волостным управлением, школой, церковью. Традиционными для Б. были застенки (поселения на арендованной после межевания земле), выселки (неск. дворов выселившихся из деревни), а с 19 в. — хутора. Планировка усадеб — веночная (хата и хоз. постройки, создающие замкнутый двор) и погонная (все постройки расположены в ряд). Традиц. жилище — бревенчатая срубная хата с двускатной, редко четырёхскатной крышей, покрытой соломой, камышом или дранкой. Планировка двухкамерная (хата — сени) или трёхкамерная (хата — сени— хата; хата — сени — камора).

В нац. одежде преобладал белый цвет. Мужчины носили навыпуск полотняную рубаху туникообразного покроя до колен с прямым разрезом на груди, к-рую подвязывали цветным шерстяным поясом, сверху — безрукавка из цветного сукна; штаны холщевые, зимой поверх них надевались суконные или полусуконные. Материал для костюма был домотканым. Головные уборы — валяная шапка (магерка), зимой — меховая (кучма, аблавуха, аучына), летом — соломенная шляпа с шир. полями (брыль). Жен. традиц. одежда состояла из рубахи, иногда туникообразного покроя, но чаще с прямыми поликами, на к-рую надевалась понева (сшитая из суконных полотнищ) или андарак (шерстяная юбка в разноцветную клетку с вертикальными или горизонтальными полосами); поверх юбки надевали передник (фартук) и цветной пояс. Обязательной была цветная безрукавка (гарсет, кабат), богато украшавшаяся в праздничной одежде. Старинная девичья прическа — распущенные волосы, с нею связаны традиц. головные уборы — венок с налобником, орнаментированная повязка из ткани. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур), носили намитку (аналогично рус. повойнику и рушниковым головным уборам др. народов). Верхняя муж. и жен. одежда — суконная свитка, зимой — белые недублёные и охристо-красные дублёные кожухи и полушубки. Традиц. обувь — лапти из лыка или лозы, кожаные постолы, зимой — валенки. Сапоги (боты) и ботинки надевались в особых случаях.

Жилище конца 19—начала 20 вв.

Нар. кухня включает множество блюд из муки, круп, овощей, картофеля (блины, оладьи, затирка, кулеш, солодуха, бураки, драники, клецки, разнообразные поливки, холодники и др.). Мясо употребляли редко, в праздники готовили из него нечисты, жаркое, верещаку, мачанку (из поджаренных свиных ребер и колбасы с мукой, ели с блинами), студень. Традиц. напитки — квасы (хлебный, ягодный, медовый). Заготавливали мясо и овощи впрок — солили, квасили, коптили.

Отмечались календарные праздники — святки (каляды), Пасха (вяликдзень), Троица (сёмуха), купалье, зажын-ки, дажынки, пакроу, дзяды (день поминовения усопших). Святки проходили с участием ряженых с колядованием и щедрованием (хождением от дома к дому с величальными песнями). На купалле жгли костры, девушки и парни гадали, искали цветы папоротника. На Пасху волочебники ходили по деревне, исполняя спец. волочебные песни с пожеланиями благоприятных погодных условий, приплода скота, здоровья и счастья в семье. Из семейных обрядов выделяются свадебные, родильные и похоронные. Центр, моменты свадебного обряда — «пасад» невесты (иногда и жениха) на дзяжу (квашню), покрытую вывернутым вверх кожухом, постригание и прижигание волос молодых, раздел каравая и др. Распространены родильные песни. Важный момент родильной обрядности — выбор крестных родителей, раздел «бабиной каши».

Жилище. 1960-е годы.

Фольклор включает легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты и др. Чрезвычайно богат песенный фольклор. Традиц. муз. инструменты — цимбалы, дудочки, басетля (струнный смычковый), жалейка (духовой язычковый), лира, бубен. Традиц. ганец — весенне-летний и зимний хоровод (каравод, танок); распространены полька, кадриль, Лявониха, Юрачка и др.

Б. издавна проживали в Смоленской (наибольшее число), Тверской, Орловской и Калужской областях, ареал их расселения на терр. России до кон. 19 в. оставался неизменным. В 20—60-х гг. 18 в. в Смоленской губ. Б. (по большей части — крепостные крестьяне) составляли более 60% всех жителей. Нек-рое число Б. проживало в Москве. В 15—16 вв. выходцы из феод, верхов Белоруссии (Великого княжества Литовского) входили в состав т. н. служилых князей. Белорус, мастера художественной резьбы по дереву и кости, обработки металлов и камня, живописцы работали в Оружейной палате Московского Кремля.

После отмены крепостного права миграции Б. приобрели массовый характер, особ, в связи с усилившимся расслоением белорус, крестьянства. 85% всех переселенцев нечерноземной зоны составляли выходцы из Могилев-ской, Витебской и Минской губерний. С 1861 по 1913 из белорус, губерний выехало 1,5 млн. человек (ок. 14% из них вернулись в 1895—1900). Направления крест, переселений — Приуралье, Сибирь, Дальний Восток, губернии европ. части России. По переписи нас. 1897, 540 тыс. уроженцев Белоруссии проживало за ее пределами. В кон. 19 в. усилилась миграция белорус, крестьянства в города, как в белорусских губерниях, так и на терр. России. В Петербурге в 1881—1910 число Б. увеличилось почти в 10 раз и составило в 1910 70 тыс. чел.; по численности Б. стали второй этнич. группой после русских. В Петербурге Б. получали высшее образование, здесь жили и работали мн. исследователи белорус, культуры: М. О. Коялович. П. А. Гильтебрант, В. И. Эпимах-Шипилло и др. Петербург был одним из центров белорус, нац. движения. В 80-е гг. здесь была создана первая политич. орг-ция белорус, интеллигенции Гомон, впервые заявившая о Б. как о самостоят, народе. Издавались газеты на белорус, яз. В 1906— 1912 в Петербурге существовало белорус, издательское об-во «Загляне солнца i у наша ваконцэ». Белорус, землячество поддерживало постоянную связь с этнич. терр., приглашало профес. театр, труппы (напр., У. Буйницкого), занималось изучением белорус, культуры и языка. Б., попадая в Петербург, довольно быстро интегрировались с русскоязычной средой, сохраняя особенности произношения и нек-рые элементы культуры. Этот процесс более всего отмечен у крестьян и рабочих. Интеллигенция, активно воспринимая рус. яз. и культуру, более четко осознавала своё этнич. происхождение и связь с этнич. ядром.

Народная мастерица (плетение из соломы).

В первое десятилетие после революции 1917 ареал расселения Б. в России почти не изменился. Согласно переписи 1926, за пределами Белоруссии проживало 602,5 тыс. её уроженцев, из них 222,9 тыс. (37%) в Сибири (более всего в Канском, Ачинском и Красноярском уездах Енисейской губ., составляя там более 10% всех жителей; много Б. жило в Тобольской и Томской губ., а также в Уссурийском крае). Большинство из них были выходцами из сел. Чаще всего Б. селились вдоль рек в лесных р-нах, напоминающих родные места. В новых условиях уже в первом поколении Б. переходили на рус. яз., однако в их речи сохранялось много белорусизмов, особенно в произношении. В матер, культуре сохранялась специфика питания — преобладали блюда из муки, картофеля. В 20-х гг. в Сибири, так же как и в Смоленской обл., существовали белорус, школы. В 1920-е гг. значит, число Б. (гл. обр. студенческая молодежь и интеллигенция) проживало в Москве. Белорус, землячество издавало журналы, организовывало театр, студии, лекции, выступления.

В 1930-е гг. Б. вовлекались в пром. произ-во, в т. ч. на новостройках Урала, Сибири, др. р-нов России. В годы Вел. Отеч. войны только в вост. р-ны из Белоруссии было эвакуировано 1,5 млн. чел., часть их осталась жить в Сибири, на Урале, в Поволжье. В послевоенное время мн. Б. работали на больших стройках, лесоразработках, участвовали в освоении целинных земель. В 1946—1963 из Белоруссии выехало только в порядке организованного набора и переселений 530 тыс. чел., большая часть из них осела в России.

Белорусы из Усвятского района Псковской области.

В сер. 40—50-х гг. большое число Б. переселилось в Карелию, составив в 1959 11% всего нас. и 15% сел. жителей. Значит, часть миграц. потока обеспечивала система оргнабора. Б. концентрировались преим. в лесных поселках (в 1959 в них проживало 80% всех Б., в 1970 — ок. 50%), часть работала в звероводческих совхозах.

В сер. 60-х гг. приток мигрантов в Карелию из Белоруссии резко пошел на убыль, одновременно увеличились масштабы обратного миграц. потока в Белоруссию. В 1970 Б. составляли 9,3% нас. Карелии (в сел. местности — 14%), в 1979 — 8,1% (в сел. местности — 12,9%). Общая числ. Б. сократилась с 66410 чел. в 1970 до 59394 в 1979. В 1959 в сел. местности Карелии проживало более половины Б., в 1979 — ок. 36%. Более 50% Б. проживало в Суоярв-ском, Сегежском, Сортавальском и Калевальском р-нах. Происходит «старение» белорус, этнич. группы. Подавляющее большинство Б. Карелии (в 1959 в сел. местности 57%, в 1969 — 60%, в 1979 — 84%) состоит в нац. смешанных браках, их доля высока во всех возрастных группах и имеет тенденцию к возрастанию. Более 40% детей от таких браков не причисляли себя к Б. Наблюдается языковая ассимиляция Б.: в 1970 белорус, яз. считали родным 46% Б. Карелии, в 1979 — 32%, а 1989 — 29%.

Численность Б. в России постоянно растёт: в 1959 — 844 тыс. чел., в 1970 — 964 тыс., в 1979 — 1051,9 тыс., в 1989 — 1206,2 тыс. В городах проживает ок. 80% Б. Наиб, многочисленны белорус, общины в Москве (73 тыс. чел.) и Московской области (56,5 тыс. чел.), в Санкт-Петербурге (93,6 тыс. чел.) и Ленинградской области (33,7 тыс. чел.).

В европ. части России Б. живут также в Брянской (11 тыс. чел.), Саратовской (17,8 тыс. чел.). Ставропольской (16 тыс. чел.), Смоленской (21,8 тыс.), Тверской (10,9 тыс.), Псковской (12,5 тыс.), Самарской (19,9 тыс.) областях, в Краснодарском крае (37,4 тыс.), в Респ. Коми (26,7 тыс.), Мурманской (38,8 тыс.), Архангельской (19,9 тыс.) и Калининградской обл. (73,9 тыс.). В Сибири и на Дальнем Востоке больше всего Б. в Красноярском крае (33,9 тыс.), Иркутской (26,7 тыс.), Тюменской (49,1 тыс.) обл., Приморском (22 тыс.), Хабаровском (20,4 тыс.) краях, Амурской обл. (18 тыс.) и др.

В Москве и Санкт-Петербурге значителен слой белорус, интеллигенции. В Москве функционирует Товарищество Белорусской культуры имени Ф. Скорины, членами к-рого являются гл. обр. представители интеллигенции. Организована воскресная белорус, школа для детей и взрослых, поддерживается связь с Белоруссией. Б. ч. Б. Москвы и Санкт-Петербурга говорит на рус. яз., однако среди интеллигенции многие знают белорус, язык, читают на нем. По данным переписи 1989 родным белорусский язык считают 35,5% Б. Москвы и 31,7% — Санкт-Петербурга. Повсеместно наблюдается процесс языковой ассимиляции. 63,5% Б. считают своим родным языком русский и еще 33,7% свободно им владеют (1989).

Белорус. яз. считают родным от 28 до 37% Б., у Б. долго сохраняются особенности в произношении слов рус. яз. В бытовой культуре больше всего сохраняется специфика питания — мучные и картофельные блюда (блины, драники, молочные беленые супы, затирка и др.), предпочтение свинины при приготовлении мясных блюд. Сохраняется знание песен, танцев. В последние годы растет интерес к истории Белоруссии, белорус, литературе.