КАРАТИНЦЫ


КАРАТИНЦЫ, кIкIаралал (самоназв.). Численность в Российской Федерации 6,4 тыс. чел. Относятся к андо-цезским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Говорят на каратинском яз. Распространён также аварский яз., часть нас. говорит по-кумыкски. Письменность на осн. рус. графики (с кон. 17 — нач. 18 вв. до 30-х гг. 20 в. на осн. араб, графики). Верующие — мусульмане-сунниты. На С. и С.-З. К. граничат с аварцами и ботлихцами, на 3. с хварши-нами, на Ю. с ахвахцами, на зап. с аварцами. Селения К. (Карата, Анчих, Арчо, Цумали, Маштада, Верх. Инхело, Рацитль, Ричабулда, Нижн. Инхело) расположены по ущельям гор до 1700 м высоты, образованным правыми притоками р. Андийское Койсу, в Ахвахском и Ботлихском (Ниж. Инхело) р-нах Дагестана.

Живут на своей терр. с нач. 1-го тыс. до н. э. С первых веков н. э. входили в состав Дидойского конфедеративного союза объединений народов Зап. Дагестана. В 14—15 вв. в результате активизации хунзахцев и гидатлинцев, к-рые вели наступление на общинные земли под флагом распространения ислама, мн. объединения сел. общин от Дидо (Дидойского союза) отпали. С этого периода Каратинский союз сел. общин существовал уже как самостоят, этно-социальное полит, и терр. образование. В местных (даг.) ист. хрониках К. упоминаются как союз сел. общин с нач. 17 в. К. оказывали усиленное сопротивление исламизации; в нач. 17 в. совместно с тиндинцами в урочище Зани дали отпор объединённым силам кази-кумухцев и гидатлинцев. Находились под постоянной угрозой экспансии со стороны хунзахских ханов. В 17 в. был заключён договор о совместных действиях с тиндинцами в борьбе за независимость. Согласно Гюлистанскому мирному договору 1813, завершившему рус.-иран. войну 1804—13, терр. Дагестана отошла к России. В освободит, борьбу горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля К. включились с 30-х годов. К 40-м гг. 19 в. союз К. — один из самых значит, опорных пунктов движения Шамиля. Из этого союза назначались военачальники, наибы, должностные лица. На терр. К. похоронен один из сыновей Шамиля. К. входили в состав военно-теократич. государств, образования (имамата) в статусе Каратинского наибства. После окончания войны и проведения судебно-адм. реформ 60-х гг. 19 в. К. вошли в состав Каратинского наибства Андийского округа. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 Дагестан. Респ.).

Селение Карата.

Осн. занятия — отгонное животноводство и пашенное земледелие. Часть скота содержали на местных пастбищах, на хуторах; ббльшую его часть перегоняли на зимние пастбища Азербайджана или Прикаспийской равнины. Разводили преимущественно аварских и андийских овец, коз, лошадей дагестанской породы, ослов. На неб. террасных, во многих случаях орошаемых участках, выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овёс, просо, полбу, бобы, с 19 в. кукурузу и картофель. Пахотным орудием служил безотвальный горский плуг с тяжелой деревянной подошвой и железным лемехом. Традиц. нар. агротехника была знакома с плодосеменным севооборотом, паром, удобрением пашни. Разводили сады. Развиты были ремёсла: обработка шерсти, металла, дерева, камня. По всему Кавказу и в России славилось сукно местной выделки, т. н. каратинские шали. Торговля — до 19 в. преимущественно меновая. Со 2-й пол. 19 в. росла товарность производства, появились элементы капиталистич. х-ва. В сов. период увеличены площади под зерновые, освоено овощеводство (гл. обр. на Кумыкской плоскости). Появилась нац. интеллигенция. Осн. совр. занятия К. — скотоводство (гл. обр. отгонное овцеводство) и пашенное земледелие (полеводство) — в горах, на своей этнич. терр.; также садоводство, овощеводство, животноводство (коровы, овцы) на плоскости, у переселенцев. Развито отходничество (в Ср. Азию, на Сев. Кавказ, в Юж. Россию — обычно на год-два).

До 20-х — 30-х гг. 20 в. сохранялось значение патриарх, кровнородств. объединений — тухумов. Традиционно преобладала малая семья, вплоть до 1930-х гг. в силу хоз. целесообразности бытовали формы неразделённой семьи. Сохранялась хоз. солидарность близких родственников, каковыми считались родные, двоюродные, троюродные, четвероюродные братья и сестры отца (преим.), матери и их дети. Брак осуществлялся посредством сватовства, др. формы бытовали редко.

Жилой комплекс в селении Арчо.

До нач. 20 в. в хозяйственных отношениях устойчивый характер сохранял патриарх, уклад. Традиционно об-во представляло собой независимый союз сел. общин — джамаатов, осн. соц. ядро к-рых составляли свободные скотоводы-земледельцы-воины. Каратин. союз общин считал своей гл. задачей совместное организованное сопротивление внеш. агрессии. В таких случаях созывалось общесоюзное ополчение, его предводителем становился главный дибир. В мирное время спорные вопросы между джамаатами решались собранием старейшин. Каждая община управлялась джамаатским сходом мужчин, в перерывах между сходами — старейшинами, к-рые вместе с главами тухумов выполняли также функции судей. Дела в сел. судах разбирались на основе адата (норм обычного права). Семейно-правовые вопросы решались на основе шариата (свода норм мусульм. права). В состав сел. управления входили также мулла (дибир), два-три исполнителя, глашатай. До перв. десятилетий 20 в. сохранилось значение посреднич. судов, а также суда, осн. на присяге с привлечением соприсяжников-родственников.

Характерны два типа поселений: селение и хутор. Хуторов было немного. Планировка селений ступенчато-кучевая. Располагали селение так, чтобы подход к нему был возможен только с одной стороны, как правило — по узкой тропе. Постройки внеш. ряда селения располагались впритык друг к другу и снабжались бойницами. Подступы к селению и наиб, уязвимые места укреплялись каменными трёх-четырёхъярусными боевыми башнями.

Наиб, типичное жилище — прямоугольное в плане двухэтажное каменно-саманное или каменное строение с хоз. службами на первом и жильем на втором этажах. Хоз. постройки — сеновалы, помещения для хранения продуктов нередко выносились за пределы усадьбы. Внутр. дворики, как правило, полукрытые, небольшие, зачастую их не было (дом-усадьба). В строительстве, особенно в хоз. помещениях, нередко применялись турлучные (плетёнка из хвороста, обмазанная глиной) конструкции. Большинство домов в его жилой части обнесено галереями, кое-где сохранились традиц. лоджии открытого типа. Широко применялись арочные конструкции, декоративная кладка («ёлочкой», «лесенкой» и др.), кладка из полированного камня, применялось декорирование каменными рельефами (солярные знаки, знаки-обереги в виде спиралей, лабиринтов, сложной араб, вязи и др.). Распространена резьба по дереву. Орнамент — геом., растит.

Традиц. одежда общедаг. типа. Муж.: туникообразная рубаха; штаны с узкими штанинами, без карманов и ширинки, на вздержке; бешмет, черкеска, тип войлочной куртки, бурка; разл. овчинные шубы и папахи; обувь из сыромятной кожи, из местных сортов хрома, войлочная, деревянная. На поясе носили кинжал, нож. Голову брили наголо, носили усы и бороду. Жен. одежда: разл. платья-рубахи, отрезные по талии и распашные платья; пояс-повязка; чепец-накосник чухту; одна-две разновидности меховых шуб; платки, шали; такая же, как и у мужчин, обувь (за исключением сапог и ноговиц). Женщины носили серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, налобные, нашейные, нагрудные. Их приобретали у кубачин-ских, лакских, авар, мастеров. Техника ювелирных украшений: литьё, ковка, гравировка, филигрань, зернь и др. Камни в украшениях: сердолик, аметист, бирюза, коралл, яшма, янтарь. Нередко применялась и слоновая кость. Традиц. пища К. мучная и мясомолочная. Осн. продукты: разные виды и сорта муки, крупы, толокно, мясо, жиры, курдюк, молоко, фрукты. Осн. блюда: разновидности хинкала, лепешки, кислый и пресный хлеб, тесто толокна, каши, похлебки, сыр, масло, колбасы, пироги типа чуду (с зеленью, творогом, мясом) и др.

В дни религ. праздников (окончания поста, поминовения покойных, рождения Пророка) готовили обильное угощение, совершали взаимные визиты с поздравлениями и подарками, устраивали коллективные и семейные моления — мовлюды, совершали жертвенные раздачи продуктов и кушаний. В дни календарных праздников — в дни первой борозды, встречи весны, зимы, начала важнейших с.-х. работ (сева, начала доения овец, жатвы, стрижки овец, сенокоса и др.) устраивались коллективные трапезы, спортивные соревнования, ритуальные шествия, в т. ч. шествия ряженых и др. Сохранили свое значение ритуализованные действа при исполнении обрядов вызывания дождя, солнца, прекращения градобития, ветра, падежа скота и др. Широкое распространение получили вечерние, гл. обр. сезонные, увеселительные собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Отд. их разновидности, в частности, многодневные муж. собрания с жестко регламентированным распорядком проведения,являлись отголосками былых мужских союзов. В совр. быту сохраняются мн. элементы традиц. культуры (почитание старших, свадебные и семейные обряды, обычаи гостеприимства и др.). В ряде селений (Карата, Анчик, Ниж. Инхело) аульские землячества возрождают самобытные черты нац. культуры.

Устное нар. творчество (пословицы, поговорки, загадки, песни, баллады, сказки, плачи-причитания, колыбельные и др.) передаются на авар, и каратинском яз. Разработан нар. с.-х. календарь и своя система отсчета времени, развита нар. медицина. Сохранились элементы традиц. мифологии, связанные с культами природы, её объектов и сил, предков, животных, с верой в демонов-носителей злого или доброго начала, чертей, джиннов, домовых и др.