ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


А

АВТОНОМИЯ (от греч. autbs, сам, и ndmos, закон) национальная, самоуправление этноса на своей коренной территории или на территории компактного расселения. Вопросы АН. являются одним из важнейших направлений современной национальной политики. Различают две формы АН.- территориальная и культурная. Принцип национально-культурной автонсь мии, теоретически обоснованный в кон. 19 - нач. 20 вв. австромарксистами, сводится к образованию в национально-смешанных рнах этнических общин или землячеств, этно-культурных центров с образованием на родном яз. и др. формами развития национальной культуры. Этот тип А.Н. широко применяется в отношении меньшинств этнических в совр. мире.

Идея национально-территориальной автономии была положена в осн. национальной политики в России после Октябрьской революции 1917. В целях создания благоприятных условий для социально-экономим, и культурного развития национальностей были созданы национально-территориальные образования оазл. уровней - союзные и автономные республики, автономные области и национальные (автономные) округа Однако, вследствие территориального смешения национальностей, совместить административные границы с этническими оказалось невозможным; почти всюду в национальных республиках и областях оказались значит, иноэтнич. группы, проблемы развития крых так и не были решены. В дальнейшем такая форма АН. породила многочисл. национальные проблемы на терр. бывш. СССР. Во многом аналогичные процессы шли в Югославии и Чехословакии.

АВУНКУЛАТ (от лат. avunculus, брат матери), совокупность семейных и обществ, порядков, предполагающих особую близость между человеком и братом его матери. Племянник селится с дядей по материнской линии (в детстве или в порядке авункулокальности - после женитьбы), наследует ему в качестве единственного наследника или сонаследника, постоянно прибегает к его помощи, защите, советам и т.п. А. возникает в условиях материнского рода, когда осн. роль в обществ, и семейных делах часто играют не мужья, а братья женщин, и приобретает особое значение при переходе от материнского к отцовскому род, когда по-началу не мужья, а братья женщин занимают доминирующее положение в семье и общ-ве. В дальнейшем А. нередко удерживается как традиц. представление о более тесной связи племянника с матрилинейным, нежели с патрилинейным дядей (см. Матрилинейность, Патрилинейность). Остатки А. могут проявляться в обычаях, по к-рым именно на дяде по матери лежала обязанность уделять особое внимание воспитанию детей своих сестер (напр., у нанайцев), одаривать племянника конем по наступлении совершеннолетия (напр., у чеченцев) и др.

АДОПЦИЯ, адоптация (лат. adoptio, adoptatio, усыновление), включение отдельного лица или группы лиц в состав какого-либо родственного коллектива - семьи, рода, племени. Возникает уже в древнейшем общ-ве и в дальнейшем широко практикуется из экономич., социально-политич. или религ. соображений, обеспечивая бездетным семьям будущего кормильца и продолжателя рода, а родоплеменным группам - расширение их состава. В эпоху классообразования возникает взаимная А. вождями детей соседних вождей с целью установления союза между племенами (напр, у алеутов). Тогда же с развитием воен. активности получает распространение индивид. А. военнопленных и коллективная А ослабленных групп в состав других родов и племен. Известна коллективная А как форма установления тесного сотрудничества между соседними патронимиями или общинами (напр, у зап. адыгов). Поначалу А. не вела к неравенству адоптируемых и адоптирующих. Но впоследствии она испытала влияние социального расслоения. Так, у ингушей слабые и бедные семейно-родств. группы обращались к более сильным с просьбой включить их в свой состав и дать им свою фамилию. В древности А нередко оформляла кабалу, домашнее рабство, установление отношений вассальной зависимости. Как правило, усыновлялся попадавший в зависимость, но существовал (напр, у абхазов) и противоположный порядок.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. ad - к и культура), процесс и результат влияния одной культуры на другую, восприятие группой людей элементов др. культуры. А. - следствие контактов между культурами, способствующее широкому распространению культурных явлений. Часто ведет к частичной или полной ассимиляции. Термин "Ал распространен преим. у зап. этнологов.

АМБИЛИНЁЙНОСТЬ (от лат. ambo, оба и linea, линия), счет родства и порядок наследования статуса либо по материнской, либо по отцовской линии в зависимости от выбора (см. Матрилинейность, Патрилинейность). В то же время термин "А." часто употребляется как синоним билинейности.

АМБИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. ambo, "оба" и locus, место), брачное поселение супругов либо у той, либо у другой стороны в зависимости от выбора (см. Вирилокальность, Уксорилокальность, Патрилокальность, Матрилокальность).

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio, подражание, уподобление, сходство), вид объединительных этнических процессов, при к-рых этнос или часть этноса, попав под влияние др. этноса и пройдя стадию маргинальности, сливается с ним и утрачивает свое этнич. самосознание (см. Самосознание этническое). Этнической А. предшествует языковая и культурная А, или аккультурация. Обычно культурная А начинается со стадии адаптации раньше языковой А, но завершается позже ее. Процессы А особенно характерны для меньшинств этнических, особенно иммигрантов. А обусловлена численным или социально-культурным неравенством этносов; в ситуациях, когда это неравенство вызвано или усилено гос. мерами (вытеснение этноса с исконной терр, репрессии против его представителей, препятствия в распространении языка и др. формы подавления этнич. культуры), она приобретает на-сильств. характер.

АТАЛЫЧЕСТВО (от тюрк, атэ; лык, как бы отец, заменяющий отца), одна из форм установления искусственного родства, обычай передачи ребенка на воспитание в чужую семью. Сохранился и широко распространился у мн. народов в ранних общвах как один из источников установления отношений патроната-клиентеллы или сюзеренитета-вассалитета. Особенно хорошо изучен у горских народов Сев. и Зап. Кавказа, где удерживался у абхазов и адыгов. Синоним А. - воспитательство.