меню раздела

Территория и государственное устройство
Природа
Население
Культура
Экономика
Регионы
Россия и мир



дополнительно

ПОЛЯКИ
Служба в православной церкви.
Праздничный костюм русской крестьянки. XIX в.
Церковь Покрова в Новгородском кремле. XVII в.
Русский народный костюм. Воронежская губерния.
Украинский народный праздничный костюм.
Украинская хата. Открытка начала XX в.
Такой костюм носили на Украине замужние женшины.
Исполнительницы украинских песен.
Белоругскии народный костюм




Warning: include() [function.include]: http:// wrapper is disabled in the server configuration by allow_url_include=0 in /var/www/u0442431/public_html/russiafederationru/general/221.html on line 85

Warning: include(http://www.russiafederation.ru/fraz/index.php) [function.include]: failed to open stream: no suitable wrapper could be found in /var/www/u0442431/public_html/russiafederationru/general/221.html on line 85

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'http://www.russiafederation.ru/fraz/index.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u0442431/public_html/russiafederationru/general/221.html on line 85


Крупнейший сайт знакомств, более 2 000 000 пользоватей.


НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

НАРОДЫ

СЛАВЯНЕ - СЕМЕЙСТВО РОДСТВЕННЫХ НАРОДОВ

Славяне - крупнейшая языковая и культурная общность народов Европы. Среди учёных нет единого мнения о происхождении этого названия. Впервые этноним "славяне" встречается у византийских авторов VI в. в форме "склавины". Некоторые лингвисты считают его самоназванием славян и возводят к понятию "слово": "те, которые говорят". Подобное представление уходит корнями в глубокую древность. Многие народы считали себя "говорящими", а чужеземцев, язык которых был непонятен, - "немыми". Не случайно в славянских языках одно из значений слова "немец" - "немой". По другой гипотезе, название "склавины" связано с греческим глаголом "клук-со" - "омываю" и латинским cluo - "очищаю". Существуют и другие, не менее интересные точки зрения.

Учёные выделяют восточных, западных и южных славян. К восточным относят русских (около 146 млн человек), украинцев (около 46 млн) и белорусов (около 10,5 млн). Эти народы населяют восток Европы и широко обжили Сибирь. Западные славяне - поляки (около 44 млн человек), чехи (около 11 млн), словаки (около 6 млн) и лужичане (100 тыс.). Все они обитатели Восточной и Центральной Европы. На Балканах живут южнославянские народы: болгары (около 8,5 млн человек), сербы (около 10 млн), хорваты (около 5,5 млн), словенцы (свыше 2 млн), македонцы (около 2 млн), боснийцы (свыше 2 млн), черногорцы (около 620 тыс.).

Славянские народы близки по языку и культуре. По вероисповеданию славяне - христиане, исключая бос-нийцев, принявших во времена османского владычества ислам. Верующие русские - в основном православные, поляки - католики. А вот среди украинцев и белорусов много и православных, и католиков.

Славяне составляют 85,5 % населения России. Больше всего среди них русских - около 120 млн человек, или 81,5 % жителей страны. Других славянских народов - украинцев, белорусов, поляков - почти 6 млн человек. В России также живут болгары, чехи, словаки, хорваты. Однако численность их очень мала - не более 50 тыс. человек.

КАК ВОЗНИКЛИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ

Предками славян были, вероятно, венеды, в первых веках новой эры расселившиеся по берегам Вислы и Ве-недского (теперь Гданьского) залива Балтийского моря. У византийских авторов VI в. появилось название "склавины", но оно применялось только к племенам, жившим к западу от Днестра. Восточнее этой реки помещали антов, которых многие учёные считают прямыми предшественниками восточных славян. После VI в. имя антов исчезает, и становятся известны названия восточнославянских племён: поляне, древляне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи и др. Одни историки видят в них настоящие племена, другие - своего рода "преднародно-сти" или "протогосударства". Эти общности не были "чистыми": в них вошли различные в расовом, языковом и культурном отношении элементы. Например, в восточнославянских захоронениях X-XIV вв. найдены останки людей, принадлежавшие к не менее чем шести расовым типам, не только европеоидным, но и монголоидным.

В IX-XI вв. восточнославянские племена были объединены в одно из крупнейших государств средневековой Европы - Киевскую Русь. Оно простиралось от низовьев Дуная на юге до Ладожского и Онежского озёр на севере, от верховьев Западной Двины на западе до Волго-Окского междуречья на востоке. В этих границах и возникла единая древнерусская народность. Она не была ни русской, ни украинской, ни белорусской - её можно назвать восточнославянской. Сознание общности и единства у населения Киевской Руси было очень сильным. Оно отразилось в летописях и литературных произведениях, рассказывающих о защите родины от набегов кочевников. В 988г. князь Владимир I Святославич сделал христианство государственной религией Киевской Руси. Языческие идолы были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. Принятие христианства способствовало тесным культурным связям с Европой, расцвету древнерусского искусства, распространению письменности. Новую религию вводили подчас силой. Так, в Новгороде сожгли полгорода. В народе говорили: "Путята крестил народ огнём, а Доб-рыня - мечом". Под внешним покровом христианства на Руси установилось "двоеверие": на протяжении нескольких веков сохранялись языческие традиции.

Единство Киевской Руси не было прочным, и к концу XII в. государство распалось на самостоятельные княжества.

Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, в XIV-XVIII вв. Московское государство - центр образования русского народа - сначала объединило земли в бассейнах Верхней Волги и Оки, затем в верховьях Дона и Днепра; ещё позднее - псковские, новгородские, земли в бассейне Северной Двины и на побережье Белого моря.

Намного сложнее складывались судьбы потомков тех племён, которые жили на западе Киевской Руси. С XIII-XIV вв. западные районы переходят под власть литовских князей. Возникшее здесь государственное образование оказалось непростым: политическая власть была литовской, а культурная жизнь - восточнославянской. В конце XVI в. Великое княжество Литовское объединилось с Польшей. Местное население, прежде всего знать, стало в той или иной мере ополячиваться, но среди крестьян сохранялись восточнославянские традиции.

В XVI-XVII вв. на этих землях сформировалось две народности - украинцы и белорусы. Население южных районов (территории современных Киевской, Полтавской, Черниговской, Винницкой, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Львовской, Тер-нопольской, Волынской, Ровенской, Житомирской, Черновицкой областей, Закарпатья) испытало сильное влияние тюркских народов, с которыми и воевали, и торговали. Именно здесь сложились как единый народ украинцы. На Полоцко-Минской, Ту-рово-Пинской и, возможно, в Смоленской землях сформировались белорусы. На их культуру оказали влияние поляки, русские и литовцы. Языки, культура, исторические судьбы восточнославянских народов близки. Русские, украинцы, белорусы хорошо осознают это, помнят об общих корнях. Особенно выражена русско-белорусская близость.

УКРАИНЦЫ

Слово "украинцы" впервые появилось в конце XII в. Оно обозначало жителей степной "окраины" Руси, а к XVII в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья.

Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину.

Немало их оказалось в Запорожской Сечи - своеобразной республике украинского казачества. В 16 54 г. Левобережная Украина объединилась с Россией, получив в её составе автономию. Однако во второй половине XVIII в., после присоединения Правобережной Украины, царское правительство резко ограничило самостоятельность украинских земель и ликвидировало Запорожскую Сечь.

После русско-турецких войн конца XVIII в. к России были присоединены Северное Причерноморье и Приазовье. Новые территории получили название Новороссии; их заселили преимущественно украинцы. Тогда же в состав Российской империи и вошла Правобережная Украина, а в первой трети XIX в. - Бессарабия и устье Дуная (здесь тоже возникли украинские колонии).

Сейчас из 45 с лишним миллионов украинцев более 37 млн проживает на Украине и свыше 4 млн в России, где они являются вторым по численности славянским народом страны. В России украинцы живут главным образом в русско-украинском пограничье, а также в центральных областях, на Урале, в Западной Сибири; немало украинцев и на Дальнем Востоке. В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами - из-за традиционного хохла на голове. Поначалу прозвище считалось обидным, но со временем стало привычным и даже употребляется как самоназвание. Один из этнологов приводит такое высказывание жителя Белгородской губернии: "Мы русские, только хохлы, перевертни". И в самом деле, в России идёт быстрая ассимиляция украинцев. В 1989 г. лишь 42% российских украинцев назвало родным языком украинский, владело же им и того меньше - 16 96. Больше всего обрусели городские жители; часто об их украинских корнях говорят только фамилии: Безбородко, Палей, Серошапко, Корниенко и др.

В то же время многие украинцы России, даже в той или иной мере обрусевшие, сохраняют некоторые традиции родной культуры. Их дома в сёлах легко узнать по глиняной обмазке стен. На украинце часто можно увидеть традиционную рубаху - с прямым разрезом ворота и обильной вышивкой. Конечно, в наши дни они одеваются на современный городской лад, однако по праздникам старики, а часто и молодые надевают национальную одежду.

У российских украинцев хорошо сохранились традиции народной кухни. Популярны мучные блюда и изделия: круглый или овальный дрожжевой хлеб ("паляница", "хлибина"), лепёшки ("коржи", "налисники"), блины, оладьи, пироги, лапша, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней. На Рождество и Новый год пекут "калач", при встрече весны - "жаворонки", на свадьбе - "шишки" и т. д. В ходу всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом - "ку-лиш" из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов украинцы больше всего любят борщ из различных овощей и часто круп; из молочных продуктов - "варенец" (заквашенное топлёное молоко) и "сыр" (подсоленный творог). Мясом украинцы в отличие от русских называют только свинину. Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса, фаршированная кусочками свинины. Любимые напитки - травяной чай, компот из сушёных фруктов ("узвар"), различные виды кваса; хмельные - брага, медовуха, наливки и настойки. Многие украинские блюда (борщ, вареники, варенец и др.) получили признание у соседних народов, а сами украинцы заимствовали такие кушанья и напитки, как щи и кумыс.

Семейный и общественный быт российских украинцев лишён своеобразия. Он повсеместно обнаруживает черты городского образа жизни и отличается демократическими порядками. Один из показателей этого - большое количество национально-смешанных семей: украинско-русских, украинско-белорусских, украинско-башкирских и т. д. Однако некоторые обычаи до сих пор живы. Например, на украинской свадьбе в России можно встретить обычай "вити гильце" - в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце.

Отчасти сохраняются традиции богатой украинской духовной культуры, в особенности народной. Многие из них связаны с календарными и семейными праздниками, скажем рождественским колядованием, свадебным величанием и т. п. Украинцы любят песни, в частности лирические и шуточные, а также (особенно казаки) военно-исторические.

Возникновение независимого украинского государства в 90-х гг. XX в. дало толчок к возрождению национального самосознания не только на самой Украине, но и у украинцев в России. Создаются культурные общества, фольклорные ансамбли, ставится вопрос об открытии украинских школ.

БЕЛОРУСЫ

Третий по численности славянский народ России - белорусы. Белорусские земли вошли в состав Российской империи в конце XVIII в. Название "Белая Русь" некоторые учёные связывают со светлым цветом волос и белой одеждой населения страны. По другой теории, "Белая Россия" первоначало означало "свободная Русь, независимая от татар". В 1840 г. Николай I запретил официально употреблять наименования "Белая Русь", "Белоруссия", "белорусы": последние стали населением "Северо-Западного края".

Белорусы относительно поздно осознали себя особым народом. Только в середине XIX в. белорусская интеллигенция выдвинула мысль о белорусах как об отдельном народе. Однако в широких слоях населения национальное самосознание вырабатывалось медленно и окончательно сформировалось только после создания в 1919 г. Белорусской ССР (с 1991 г. - Республика Беларусь).

В России белорусы издавна проживали рядом с русскими на Смолен-щине и Псковщине, а также в Центральной России, Поволжье и Сибири, куда они переселились после русско-польской войны XVII в. и последующих насильственных разделов Польши. Многие крестьяне и ремесленники уезжали в Россию и добровольно - из-за скудости белорусских земель. Крупные общины белорусов образовались в Москве и позднее в Петербурге.

На 90-е гг. XX в. в России проживает около 1,2 млн белорусов. Большинство из них, особенно горожане, обрусели. К 1989 г. только немногим больше 1/3 признало белорусский язык родным. По данным выборочного обследования, проведённого в Петербурге в 1992 г., 1/2 опрошенных белорусов назвала себя людьми русской культуры, 1/4 - смешанной русско-белорусской и лишь около 10 % - белорусской. У российских белорусов очень много национально-смешанных семей - с русскими, украинцами, карелами.

В быту российских белорусов мало что осталось от их традиционной культуры. Лучше всего сохранились традиции национальной кухни.

Белорусы любят мучные блюда - блины, оладьи, пироги, готовят разные каши и крупеники, кулеш, овсяный и гороховый кисель. Хотя, как говорят белорусы, "усяму галава - хлеб", в большом ходу "второй хлеб" - картофель. В традиционной кухне насчитывается до 200 блюд из него! Некоторые блюда положено есть не с хлебом, а с холодным картофелем. Широко распространены картофельные оладьи ("драники"), картофельная запеканка с салом ("драчонка"), толчёный картофель с салом или молоком и яйцами ("тав-каница", "бульбяная яечня"). Излюбленное мясо белорусов - свинина. Одна из особенностей белорусской кухни - "белёные", т. е. заправленные молоком, кушанья, чаще всего супы, а из овощных блюд отдают предпочтение похлёбке из брюквы, тыквы, моркови.

Их белорусского фольклора в быту можно услышать "волочебные" песни, которые исполняют на Пасху. Пользуются известностью такие белорусские танцы, как "гусары", "мяцели-ца", "крыжачок" и другие, сопровождаемые "припевками". В народном изобразительном искусстве лучше всего сохранились традиции узорного ткачества и вышивки на покрывалах, настенных ковриках, скатертях, полотенцах. Узоры по большей части геометрические или растительные.